Полиграфическое образование по-украински

В плоскости дизайн-образования Киевские и Одесские художественные образовательные учреждения находились под опекой Петербургской Академии художеств, Львовские — под влиянием Австро-Венгерской империи. Харьковская же художественно-промышленная школа развивалась автономно. Образована на базе школы рисования М.Раевский-Ивановой, которая имела тогда художественно-промышленный наклон, и Харьковского технологического института, где методика подготовки инженеров содержала в себе элементы дизайнерского образования, она стала первым заведением по подготовке дизайнеров. Кроме того, именно в Харькове вышли в свет работы представителей Инженерного корпуса — В. Кирпичева, Я. Столярова, В. Данилевского и других, посвященные эстетическому
осмыслению проблем техники. Именно в Харькове был открыт первый в Российской империи городской художественно-промышленный музей. Все это наполняло смыслом
развитие художественно-промышленной культуры региона. Следствием стало то, что с продукции харьковских заводов прошлых времен можно выбрать ряд промышленных
изделий, которые были с дизайнерской точки зрения первоклассными для своего времени. к того же Харьковская государственная академия дизайна и искусств, в которой осуществляется образовательная подготовка из таких отраслей современного дизайна — промышленный, графический и дизайн среды, в настоящее время является одним из общепризнанных центров дизайнерской образования в Украине. Именно древние традиции харьковского дизайна сейчас привели к весьма активного развития большого количества кафедр дизайна в различных высших учебных заведениях города.

Положительные традиции в развитии отечественной дизайн-образования сформировались в стенах Украинской академии искусства. Первые профессора учебного заведения —
выдающиеся художники с высоким уровнем европейского образования. В отличии от большинства академических систем, где развивались только станковые формы искусства, в
Украинский академии искусства стремились развивать еще и прикладные формы искусства, способствовать становлению художественно-промышленного и народного искусства.
В 20-х гг. ХХ в. в учебных заведениях Киева выделился художественно промышленный направление.

Вследствие чего было открыто текстильное отделение, немного позже — отделение теле- фото-кино. Такое развитие дизайн-образования обусловил переориентацию методов обучения. Особый акцент был сделан на овладение цикла формально-технических дисциплин (так называемый «фортех»), поэтому даже такое сложное дело, как широкоформатная печать для наружной рекламы, большого значение приобрели практические занятия в мастерских технического назначения. Как видим, отечественная дизайн-образование медленно, но уверенно развивалась.