Где научат основным принципам дизайн-мышления?

Время показало, что полноценный дизайн, в отличие от стайлинга, способен производить качественные сдвиги не только в вещественном продукте, но и в социальной и др. сферах жизнедеятельности. Как же реагирует дизайн на все эти изменения? Он, безусловно, реагирует в полной мере. Мало того, его ответ на вызовы времени оказывается более значимым, чем можно было бы ожидать.

Мы рассмотрели в предыдущей главе основные проблемы современного общества и перспективы его развития. Мы попытались определить, как с этими направлениями согласуется наша профессия. Мы можем констатировать здесь, что дизайн достаточно подготовлен к тому, чтобы решать насущные задачи и активно встраиваться в эволюционные процессы. Остается выяснить, почему именно дизайн способен на особое
понимание сегодняшней ситуации и может претендовать на деятельное участие в создании новых жизненных ценностей.

Рудольф Арнхейм, американский исследователь психологии искусства, анализирует природу визуальности и приходит к выводу, что творческая интуиция – эта неуловимая и неизученная сторона мышления, – оказывается, ближайшим образом связана с визуальностью. Механизм самого процесса пока науке непонятен, но непосредственная
связь интуитивного схватывания (понимания) и интуитивного продуцирования (творения) именно с визуальным мышлением в той или иной мере установлена рядом исследователей. Следует заметить, что под творчеством сегодня принято понимать «деятельность, порождающую нечто качественно новое, никогда ранее не бывшее»
.
Итак, мышление от аналитического, одномерного и линейного переходит в новую фазу – многомерную, интуитивную, творческую. В практике различных дисциплин (маркетинг, менеджмент, реклама и др.) все чаще говорят о необходимости использования новых опытов невербального мышления. Вводятся новые понятия:

― визуальное мышление
― продуктивное мышление
― латеральное мышление
― параллельное мышление
― гештальт–логика
― двухполярное мышление
― и, наконец, дизайн-мышление

В чем специфика этих понятий? Как конкретно «работают» различные типы мышления?
По сути, все названные способы мышления сводятся к одному вопросу: они рассматривают с различных сторон и позиций (теоретически и практически) возможности человека творчески мыслить и приходить к неординарным идеям и даже открытиям. И предлагают в чем-то сходные, в чем-то пересекающиеся, в чем-то расходящиеся техники достижения таких результатов.

Перейдя от высоких материй к практическим инструментам, остановимся пока на традиционном процессе проектирования в промышленном дизайне. Другие методы будут рассмотрены нами на ставших курсах.
Практика отечественного дизайна сталкивается в существенной мере с ситуацией, когда клиент приходит к дизайнеру с готовым продуктом. Поводом к такому обращению может послужить снижение продаж или желание выйти на мировой рынок, и связано оно с неким представлением о том, что дизайнер «нарисует красиво» и все проблемы сами собой разрешатся. В цивилизованном бизнесе дизайнера принято подключать на так
называемой нулевой стадии (теперь принято говорить: стартапы), когда только рождается идея продукта. Именно этот вариант мы и будем здесь рассматривать.

Дизайнерская составляющая в процессе разработки продукта проходит сквозной нитью через весь процесс, ее можно с определенной долей условность проследить в каждом этапе в цепочке выпуска продукта.