История бухгалтерского образования в Франции

Огромный вклад в развитие педагогического движения С. Френе и организацию школы внесла учительница и резчица по дереву Элиз Лагир Бруно (Elise Lagier Bruno) (1898–1983), работавшая в тесном сотрудничестве с педагогом и в 1926 г. ставшая его супругой. Наблюдения Элиз и Селестена Френе за дочерью Балуэт (Balouette) и ее рисунками легли в основу естественного метода обучения чтению и письму. Творческий и искусствоведческий аспект «Современной школы» С. Френе был разработан именно его супругой. Творчество детей и свободное самовыражение составляли ядро ее педагогической деятельности в школе, и она занималась с детьми театральными постановками и учила их рисовать.
В 1957 г. произошло официальное объединение последователей С. Френе на международном уровне. «Международное объединение педагогического движения Френе» (F. I.M. E.M. – Féderation Internationale du Mouvement de l’Ecole Moderne) стало координационным центром коммуникации между группами учителей из разных стран, знакомящих педагогов с идеями С. Френе. Устав, принятый в апреле 1968 г. на конгрессе в городе По (Pau), представляет собой платформу деятельности тысяч педагогов, борющихся за право свободного раскрытия личности человека в обществе. В уставе обозначены следующие положения рассматриваемой педагогической концепции:
● значение свободного воспитания, которое заключается в обеспечении педагогических условий для раскрытия и созревания способностей детей вне политических, религиозных и общественных идеологий;
● основной принцип школы для всех: свободный выбор деятельности и творчества, способствующих социальной и культурной интеграции детей;
● основы модернизации образования, заключающиеся в педагогическом эксперименте и педагогической кооперации.

Сегодня международное объединение последователей С. Френе включает более 30 стран, преимущественно европейских. В 1994 г. членами F. I.M. E.M. стали Болгария, Румыния и Россия, в 1996 г. – Япония. В 1995 г. было основано африканское движение современной школы – C. A.M. E.M.

(Coordination Africaine des Mouvements d’Ecole Moderne), которое представляют Алжир, Тунис, Республика Бенин, Сенегал. Каждые два года проходят международные встречи последователей французского педагога – R. I.D. E.F. (Réunion Internationale des Educateurs Freinet). Международное объединение не имеет органа, устанавливающего соответствие педагогической практики своих членов концепции Френе. Поэтому особенностью международных встреч является то, что они представляют собой собрание единомышленников, желающих обсудить, подискутировать, поделиться опытом. Участники R. I.D. E.F. отмечают, что главное отличие этих встреч от других научных конференций в их практической направленности, которая позволяет избежать теоретических спекуляций и вооружить участников конкретными методами изменения школьной действительности.

Восьмидесятые годы оказались для педагогики С. Френе кризисными из-за ложной интерпретации его идей под политическим уклоном и их распространения и развития в искаженном виде под его именем, особенно если ва нужен был просто Бухгалтерский учет , в разрезе экономико-политическом обустройстве общества. Роджер Юбершлаг (Roger Überschlag), президент F. I.M. E.M. – интернационального движения С. Френе, свидетельствует о деградации соответствующей педагогической технологии до забвения ее истинного значения. Борьба направлений внутри педагогического движения привела в 1986 г. к распаду кооператива светского образования (C. E.L.). Однако приверженцы С. Френе, среди которых «Друзья Френе» (Amis de Freinet), остались верны его идеям. Несмотря на проблемы и множество влияний, которые пришлось испытать I. C.E. M. после смерти своего создателя, оно продолжает деятельность, отстаивая права детей и ориентируясь на формирование свободного, активного и ответственного гражданина.

Педагогическое движение С. Френе довольно широко по географическим масштабам. Оно охватывает почти всю Европу, распространяется на Америку и Африку. Несмотря на разногласия в среде последователей С. Френе, особенно во Франции, относительно политичности педагогики, основными идеями, распространяемыми еждународной организацией, являются:
● забота о свободном индивидуальном развитии ребенка и соблюдении его прав на самоопределение и саморазвитие;
● практическая направленность реформационных действий в школе;
● кооперация как основа деятельности педагога и его профессионального совершенствования, а также организации новой школы.
Вокруг этих главных идей строится презентация методов, обмен опытом учителей, которые вольны экспериментировать и вносить свои изменения в учебный процесс.
Жизненность и актуальность педагогических идей С. Френе подтверждает то, что они активно внедряются в образовательный процесс современной массовой традиционной школы. Именно С. Френе – один из исторических предшественников и вдохновителей реформирования школы.

О. Л. Семенова, например, пришла к выводу, что под влиянием его педагогики сложились многие образовательные реалии Франции ХХ в.
В процессе гуманистических и демократических трансформаций французская система школы применяла различные педагогические методы, в том числе пропагандируемое Френе самоуправление учащихся. С 60-х гг. повсеместно создавались ученические советы, трансформировавшиеся впоследствии в школьные. В кругах педагогической общественности значительное внимание уделялось открытой организации обучения, включавшей отказ от классно-урочной системы. Рабочая библиотека как учебное средство заняла во французских школах достойное место центра документации, а использование «свободного текста» стало обязательным методическим приемом.