Образование за рубежом на основании идей Селестена Френе

С. Френе (1896–1966) – французский педагог, разработавший оригинальную систему школьного воспитания и обучения. Несмотря на отсутствие академического педагогического образования и эмпирический характер педагогической деятельности, он заслуженно упоминается в одном ряду с именитыми педагогами-теоретиками, стоящими у истоков педагогической реформы начала ХХ в., такими как А. Феррьер, Р. Кузине, О. Декроли, М. Монтессори и др.

Педагогическая концепция С. Френе не стала явлением массовой образовательной практики, но оказала большое влияние на педагогику западных стран, которая приняла гуманистическую и демократическую направленность данной концепции. Целью нашей статьи является исследование сущности и особенностей педагогики С. Френе в контексте развития гуманистической и демократической педагогических традиций, изучение процесса распространения его педагогических идей в образовательном пространстве Запада, а также особенностей педагогики французского реформатора, обеспечивших ей международную известность.
Ретроспективу распространения педагогической концепции С. Френе позволяет выстроить в первую очередь история деятельности специальной организации.

В 1924 г. С. Френе создал сообщество педагогики народного воспитания, членами которого стали его единомышленники – свободомыслящие учителя из разных школ, готовые сотрудничать в деле против использования школы как инструмента господствующего класса, регулирующего государственный строй. Школа для всех, на признании которой они настаивали, должна исходить из интересов народа (общества), а значит, основой всех организационно-педагогичгрессе в городе Тур (Tours) был официально утвержден педагогический кооператив – «Кооператив независимого светского школьного образования» (C. E.L. – Coopérative de l’Enseignement Laïc; с 1951 г. I. C.E. M. г. – Кооперативный институт современной школы), что означало признание новой педагогики – педагогики С. Френе.

Светское школьное образование С. Френе понимал не только как конфессионально нейтральное, но скорее как освобожденное от угнетающих условий. Выступая за педагогическую эмансипацию, члены педагогического движения понимали ее следующим образом: «Мы больше не одни и не беспомощны, чтобы избавиться от административной бюрократии, решения которой часто, и, к сожалению, слишком часто отвечают интересам различных общественных групп, а не интересам детей».

Закономерно символом педагогического движения С. Френе стала школьная типография, которую он рассматривал как инструмент «освобождения детской мысли» и как необходимое условие модернизации учебного процесса. Вокруг С. Френе сгруппировались заинтересованные учителя, чтобы с использованием типографии сообща решать вопросы целей, структуры и методов обучения. Обращаясь к своим соратникам, С. Френе объяснял: «Главное преимущество школьной типографии состоит не в том, как многие думают, что она делает разнообразным ручной труд: набор, накатка краски, приготовление оттиска, чистка, укладка букв – все это задачи, к которым дети всегда сами тянутся, которые выполняются ими с удовольствием; преимущество школьной типографии состоит также не в том, чтобы развивать добродетели, которые благодаря ей приобретаются и которые позднее ценятся: аккуратность, прилежность и добросовестность, чистоплотность. Действительный педагогический потенциал нашей техники состоит в том, что она как средство коммуникации, данное нам современной цивилизацией, открывает возможность модернизировать учебный процесс. Мы должны вытеснить из школьной работы все устаревшее, мертвое, мы должны формировать граждан нового общества».

Кстати если вы собираетесь пройти обучение за рубежом, стоит озаботиться уже сейчас лептопом, т.к. учиться в западном вузе без компьютера малореально. Введите простую фразу ноутбуки харьков в поисковую систему и вы увидите хороший выбор ноутбуков на любой вкус и кошелек, выбирайте.