Здесь учат созидать

Величественное здание на улице 20-летия Октября, являющееся памятником архитектуры ХХ века, знакомо каждому воронежцу. И если кто-то из гостей города спрашивает, что в нем находится, — ему привычно отвечают: «Строительный институт». И хотя вуз давно имеет статус университета, в словах этих есть историческая правда, ведь большую часть своей жизни альма-матер созидателей называлась именно институтом – Воронежским инженерно-строительным. Ректор Воронежского ГАСУ Сергей Колодяжный рассказывает:
— История ВИСИ берет свое начало в далеком 1930 году, когда перед обществом и государством стояла важнейшая задача – индустриализация страны. Имеющихся специалистов для достижения тех грандиозных целей катастрофически не хватало.

В связи с этим активно начали создавать новые учебные заведения, в их числе и был организован (на базе существовавшего тогда индустриального техникума) Воронежский инженерно-строительный институт. Вскоре стало ясно, что новому учебному заведению необходимо собственное здание. Был выделен участок на Большой Чижовке (ныне ул. 20-летия Октября). Разработать эскизный проект руководство вуза поручило недавнему выпускнику Ленинградского института гражданской инженерии Николаю Троицкому. Это сегодня имя Николая Владимировича, создавшего «визитную карточку» столицы Черноземья – здание управления ЮВЖД, золотыми буквами вписано в историю нашего города. А тогда он был начинающим архитектором.

Впрочем, именно ему, несмотря на молодость, было предложено возглавить кафедру архитектуры в только что созданном институте (Н.В. Троицкий руководил этой кафедрой более 40 лет!).
Идеи по поводу того, каким должно стать здание вуза, выдвигались разные. Тот же Троицкий, спустя годы, писал: «Вспоминается как курьез разработка рабочего проекта этого здания в какой-то проектной организации в Москве.

Там кто-то решил, что само здание должно быть наглядным пособием для студентов и поэтому должно быть создано из возможно большего числа разнообразных конструкций. И запроектировали: крыши корпусов – и скатные, и плоские, кровли – и железные, и черепичные, и шиферные, стены из кирпича и из бетонных блоков, перекрытия междуэтажные по деревянным и металлическим балкам, стропила наклонные и висячие. Но этот «новатор» не учел, что большинство конструкций будет скрыто от глаз студентов, архитектура здания будет весьма странной».

В Москве одобрили проект Троицкого, и довольно быстро он был воплощен. Правда, в довоенные годы оно выглядело несколько иначе, нежели сейчас. Ведь уже к концу 20-х годов прошлого века ведущее положение в отечественном зодчестве завоевал конструктивизм, и творение Троицкого вполне соответствовало духу времени.

Десять лет институт развивался, было привлечено много талантливых ученых, инженеров, архитекторов, которые приложили немало труда и энергии для развития ВИСИ. К началу 40-х годов в этих стенах было подготовлено более 500 специалистов.

Всё изменила война: уже в июле 1941 года вуз был преобразован в Институт авиационной промышленности, а в октябре — эвакуирован в Ташкент. Вывозили лишь самое ценное. Здания института и оборудование, оставленное в Воронеже, были уничтожены в ходе
боев. Однако уже в 1944 году принимается решение о возрождении института – лежащей в руинах стране как никогда требовались строители. Занятия начались 1-го сентября. Сегодня трудно представить, как в полуразрушенных помещениях, без отопления и электричества, люди, часто недоедавшие, преподавали и учились. А после занятий шли на восстановление родного города, почти стертого с лица земли.

Возрождали и родной институт. Проект восстановления также разработал Николай Троицкий. Как человек творческий, точно чувствующий звучание эпохи, он не стал повторяться. Теперь архитектор придал строению формы классицизма, что, по его же признанию, как нельзя лучше отражало «пафос великой победы над врагом». И в этом, наверное, проявилось его стремление создать пространство, греющее душу и радующее глаз.

Таким здание Воронежского ГАСУ остается и сегодня. За прошедшие годы из этих стен вышли десятки тысяч инженеров-строителей и архитекторов, работающих в разных уголках нашей страны и за рубежом. Здесь преподавали известные воронежские инженеры и архитекторы: М.В. Георгиевский, К.А. Жилинский, А.В. Миронов и другие.

Рядом с историческим зданием появились несколько новых корпусов вуза. Но центром этого ансамбля по-прежнему остается творение профессора Троицкого — большое трехэтажное кирпичное здание, боковые крылья которого образуют открытый в сторону улицы парадный двор. Средняя четырехэтажная часть декорирована портиком с треугольным фронтоном и коринфскими капителями колонн. Портик установлен на подиуме-цоколе, в котором устроен главный вход. Но это, конечно, не единственное достижение выпускников института, один из ведущих архитекторов проекта «Бровары — когда зона комфорта выходит за пределы квартиры«, также является выпускником этого престижного заведения.

В 2012 году перед историческим корпусом Воронежского государственного архитектурно-строительного университета была установлена скульптурная композиция «Профессор и студент», посвященная Н.В. Троицкому и символизирующая процесс передачи знаний. Инициатива и организация установки скульптурной композиции принадлежит Владимиру Бубнову – меценату, Почетному строителю России, члену попечительского совета Воронежского ГАСУ.

Владимир Александрович не раз подчеркивал, что личность Троицкого знаковая не только для города Воронежа, но и для Воронежского архитектурно-строительного университета, так как всю свою жизнь Николай Владимирович посвятил родному вузу, подготовке инженеров-строителей, архитекторов, создавших современный облик нашего города. И современные студенты должны знать своих учителей, сохранять традиции предшествующих поколений.

Историческое здание для всех, кто учится и работает в вузе, — место особое. Оно олицетворяет неразрывную связь поколений и силу традиций нашего университета. В юбилейном году мы решили обновить фасад. Работы уже идут полным ходом.

А когда они завершатся – планируем смонтировать систему подсветки. Думаю, уже осенью одно из красивейших зданий нашего города, похожее на настоящий дворец, предстанет перед воронежцами в обновленном виде.