Школьное образование и эмансипация

Соотношение частоты изображений мужчин (мальчиков) и женщин (девочек) в смысле текстов, заголовков, иллюстративных материалах в традиционных и эгалитарных (партнерских) ролях свидетельствует о еще слабой, однако очевидную тенденцию к изменению гендерных установок. Стереотип — он действует, а она обслуживает — заменяется одинаковыми занятиями: школьница так же работает за компьютером, как и ее одноклассник. Девочка, как и мальчик, сажает дерево, а не только помогает его держать, и др.
Ориентация на стереотипизированные виды занятий прослеживается в содержании математических задач и иллюстрациях для начальной школы (Богданович М.В. Математика):
«У куклы было 4 платья. Марина сшила ей еще … Зоя постирала 4 кукольных платьев, а кофточек — на 2 больше. Сколько кофточек постирала Зоя? (1 класс);
«Первая группа девочек вышила 14 салфеток, другая …. Нина положила на стол 6 ложек и 8 вилок … Мама испекла пирожки … У Нади было 72 бусинки …
… В коллекции Пети было 8 пластиковых брелоков … 10 мальчиков играли в прятки … (2 класс);
«7 девочек вышили по 3 салфетки, а одна — 4 …. Девочки пекли пирожки …
… В туристическом кружке 7 девушек, а мальчиков — в 3 раза больше. На сколько в кружке больше ребят, чем девочек? … В поход отправились 48 мальчиков, а девочек — в 6 раз меньше … Мальчик купил батарейки для фонарика … (3 класс);
«В соревновании по прыжкам участвовали 18 девочек, их было в 3 раза меньше, чем мальчиков … К обеду хозяйка собрала с участка 4 одинаковые ящики помидоров …
… Мама с дочкой закрыли первый день 15 литров яблочного сока, а второго 10 литров томатного. Сколько всего литров сока закрыли мама с дочкой? (4 класс) «.

В смысле задач с традиционным распределением социальных ролей иногда прослеживаются сексуальные мифы, предубеждения, которые разделяют мальчиков и девочек на два противоположных по психологии типы людей. Так, например, во Всеукраинском детском журнале «Класс» детям предлагается такое содержание задач для досуга:
«Трое девочек поспорили, у кого длиннее язык. Взяли линейку и поочередно измерили. Марии язык равна 15 см. В Надежды на 5 см короче, чем у Маши, а в Светы на 3 см длиннее, чем у Нади. Какова длина языков в Нади и Светы? »

«Если на одну чашу веса посадить Дианку, которая весит 45 кг и Наталья, которая весит на 8 кг меньше, а на вторую насыпать 89 кг различных конфет, то сколько кг конфет нужно съесть несчастным девочкам, чтобы чаше весов были в равновесии? »
Или «Саша в 7 раз хитрее Кати. Катя в 4 раза хитрее от Марии. Во сколько раз Маша менее догадлива Саши? »

Хотя на пороге уже конец первой декады XXI века, в учебниках для начальной школы, особенно в математических задачках (Богданович М.В. Математика: Учебник. Для 1 кл- 3-е изд., Доп. I. — М .: Просвещение , 2007.-160 с.), разделение сфер деятельности на мужские и женские остается неизменным (по крайней мере в 15% содержания задачек по математике для первого класса, 30% — для второго, 22% — для третьего и 28% — для четвертого), однако следует отметить определенную положительную динамику и ориентацию на нестереотипизованые виды деятельности: «Мальчик помыл 6 глубоких тарелок и 18 мелких …; кондитер испек 23 торты …; брат, сестра и папа окапывали деревья в саду …; папа купил 8 кг капусты …; на зиму семья заготовила ..; мальчик собрал букет цветов …; хозяин вырастил …; у фермера были утки и гуси …; повар для приготовления обеда потратил …; повара слепили 72 вареники …; 8 юннатов сделали 48 кормушек для птиц … «и т.

Отметим, что даже тогда, когда авторы стремятся придерживаться равновесия в изображении статей (К.Ж.Гуз, В.Р.Ильченко, С.И.Собакар. Я и Украина. Окружающая среда. Учебник. Для 1 класса.-Полтава: Окружающая среда, 2007), все же мальчики продолжают быть активными в освоении социального пространства, а девочки — теми, которые ведут за собой (так, в этом учебнике главный герой Лесик рыбачит, играет в хоккей и т.п., а его младшая сестренка Ульянка всегда выступает в роли наблюдателя. Он инициативен, приказывает, она слушает, выполняет).

Результаты контент-анализа содержания популярных детских журналов свидетельствуют все еще устойчивую ориентацию издательств на традиционное распределение гендерных ролей и видов деятельности. Для дошкольного и младшего школьного возраста таким примером может служить частотное изображения статей на страницах ежемесячного детского игрового журнала «Познайка».
Особенно забавно все это выглядит при переводе с одного языка на другой. Масса смысловых коллизий возникает при недостаточной компетенции переводчика, либо сложности изложения материала оригинала. Подробности и примеры некорректных либо вовсе смешных переводов любезно предоставил наш партнер компания LSP.

Как правило, о мужском поле говорится в различных текстовых и иллюстративных материалах гораздо чаще, чем о женском (в соотношении 7 к 1), последний предоставляется только около 30% жизненного пространства. В традиционных, «домашних» видах деятельности, как: попечительства, научение, уборка, уход и т.п. девочек изображают улыбающимися, хорошо одетыми, аккуратными, открытыми к контактам и общения; мальчиков дома — часто растерянными или высокомерными, такими, которые не могут справиться, неопрятными, расхристанными.

Среди них есть такие, которые могут служить наглядной иллюстрацией симптоматики расстройств с нарочито враждебной поведением Например, на перемене несколько мальчиков бьют одного. А другие — стоят и наблюдают, некоторые даже улыбаются. На другой иллюстрации один из мальчиков поскользнулся и упал. Его компаньон по этому поводу до заливается смехом. Типичны иллюстрации девочек, которых обидели. Вот у маленькой девочки кто-то забрал куклу, и она горько плачет. Вместо того, чтобы успокоить девочку, ребята смеются над ней.

Выполнение бытового труда прочно закреплено за женским полом (в соотношении 1: 2). Подобные скрытые учебные планы, как показали психолого-педагогические исследования, прослеживаются на всех уровнях среднего образования.